Год в Kinderdorf

Фото: Детские деревни позволяют социальным сиротам расти в семье
Детские деревни позволяют социальным сиротам расти в семье
Фото: DIOMEDIA

Журналист Ирина Фазлиахметова почти год проработала волонтером в Германии. Что такое детская деревня, как и кто учит и воспитывает детей из трудных немецких семей, она рассказывает на своем собственном опыте в материале для «Д».

С чего начинается заграница

Решение уехать за границу редко у кого возникает мгновенно, но события зачастую происходят молниеносно. Для меня точкой отсчета стал момент, когда я получила письмо с ответом, что моя кандидатура одобрена. Такого я никак не ожидала.

В Европе существует множество различных волонтерских программ для всех желающих. Однако далеко не все из них доступны гражданам России и СНГ. Безусловно, тон в этом вопросе задает Германия. Проектов там много, и все они достаточно хорошо финансируются. Немцы с радостью приглашают участников из России и Восточной Европы. Много рабочих мест для волонтеров в сфере ухода за пожилыми людьми. Моя цель была другой. Я отправила заявку в детскую деревню, расположенную на востоке федеральной земли Северный Рейн—Вестфалия недалеко от Ганновера.

Первое, в чем я убедилась: молодые европейцы и их ровесники из стран бывшего СССР, конечно, здорово отличаются. Европейская молодежь, как правило, предпочитает заниматься волонтерством сразу после школы. Для многих это способ наработать портфолио, попробовать стать более самостоятельными, да и просто передохнуть после школы. Для участников из пост-СССР волонтерский проект — это зачастую прыжок в последний вагон. Принимать участие в программе EVS можно до 30 лет. Многие уже после окончания университета и нескольких лет работы, которая их не удовлетворяла, вдруг осознают, что всегда хотели пожить за границей и попробовать что-то новое. Безусловно, часть людей едет из СНГ в ЕС с целью как-то там зацепиться. Таких, правда, по моим подсчетам, не так уж много.

Как работает волонтер

Год назад, в сентябре, я приехала с одним чемоданом в маленький немецкий город, который знаменит лишь тем, что там уже более 50 лет работает детская деревня. Я, кстати, уже имела опыт волонтерской работы в ряде благотворительных организаций в Москве. В России волонтеры, как правило, ездят в детские дома с подарками или с целью участия в каком-то одном мероприятии. То есть волонтер для детей — это всегда праздник. Но волонтер в Германии — это регулярный помощник воспитателя: он приходит в группу изо дня в день. Минимальный срок контракта — год. Волонтер не должен оставаться один с группой детей, принимать важные решения или выполнять работу любого другого оплачиваемого работника.

Портрет немецкого сиротства

Дети, находящиеся вне попечения родителей в Германии, живут в детских деревнях (Kinderdorf). Как правило, они относятся к группе социальных сирот. Многие имеют контакт с родителями, но постоянно проживать с ними не могут. В таких случаях встречи детей и родителей проходят регулярно и без присмотра социальных работников или воспитателей. В остальных случаях встреча ребенка с семьей или одним из родителей проходит под наблюдением. Подростки имеют возможность уезжать к родителям и другим родственникам на выходные или целые каникулы.

У каждого ребенка, даже трехлетнего, есть своя комната. Немцы очень уважают личное пространство

Параллельно с работой с детьми социальный департамент округа ведет работу с родителями. Иногда требуется некоторое время, чтобы помочь привести жизнь взрослых в порядок, и тогда дети могут быть возвращены в семью. В остальных случаях контакт все равно остается. Если не с родителями, то с другими родственниками. К сожалению, нередки случаи, когда дети попадают в детскую деревню не один раз…

Как устроена деревня

Детская деревня — это комплекс из нескольких домов, в каждом их которых проживает группа или патронатная семья. В деревне живут дети в возрасте от 3 до 18 лет. В группах не более десяти человек. Есть несколько детских и подростковых групп. Патронатная семья — другая форма проживания, нежели группа. Вместо воспитателей там семейная пара, в которой один из супругов — педагог по образованию. Второй же может быть занят в рабочее время чем-то другим. Эти люди получают дом и несколько патронатных детей в придачу. Им платят зарплату и пособия на детей. В доме могут проживать и родные дети супругов. В семьях живет меньше детей, нежели в группах. Дети имеют связь с кровными родителями, но могут называть мамой и папой и патронатных родителей тоже. Какая именно форма проживания удобнее для ребенка — определяют воспитатели, психологи и социальные работники.

Кроме групп для детей в детской деревне, где я работала, есть также группы для молодых людей с ментальной инвалидностью и молодых мам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Этим уже взрослым людям тоже помогают воспитатели. Их максимально социализируют, помогают найти работу или учебу, привести в порядок здоровье, как говорится, встать на ноги.

Большую часть времени я проработала в группе приема. Это особенная группа. Судьба детей, живущих там, еще не определена. Ведется суд. После того как судья выносит решение, ребенок может быть как возвращен родителям или другим опекунам, так и определен на постоянное проживание в детскую деревню или патронатную семью.

Порядок дня

Для меня стало большим откровением, что у каждого ребенка, даже трехлетнего, есть своя комната. Также у каждого есть своя одежда, своя обувь, свой стаканчик, свой ящичек со сладостями, свои книги и игрушки. Есть и общие игрушки, которыми могут играть все. Если родители не могут или не хотят привезти какие-то вещи, то их для ребенка покупает воспитатель. Принцип «все вокруг колхозное, все вокруг мое» здесь не действует. Ребенок имеет право иметь личные вещи и никому их не отдавать. Он также может брать вещи группы при условии бережного отношения к ним.

При этом у каждого малыша есть обязанности. Убирать свою комнату ребенок любого возраста должен самостоятельно. Если ребенок специально разбрасывает или портит вещи, наводит беспорядок, игнорирует порядок уборки, он может быть наказан. Например, ему не разрешат выйти на улицу, пока комната не будет убрана, или не дадут десерт. Все дети, кроме самых маленьких, имеют также дежурства в доме. В зависимости от порядков, принятых воспитателями, они выполняют их каждый день или несколько раз в неделю.

Таким образом, имея целый ряд ответственностей и свобод, ребенок получает и право выбора. Малыши могут решать, что они хотят пить за обедом, например чай, воду или сок. Также разрешается выбирать, что хочет надеть ребенок, какую прическу он хочет сделать, с кем хочет играть и в какую игру.

Мобильность

Распорядок дня детей в группе проживания вряд ли сильно отличается от распорядка дня детей в обычной семье. Завтрак готовит воспитатель, который был на ночном дежурстве. Потом дети идут в школу. К обеду все возвращаются. Обед в любой из групп всегда готовит воспитатель, находящийся на смене. У каждой группы свое меню и свой продовольственный бюджет. В детской деревне есть столовая, но она для сотрудников, детей из группы продленного дня и простых жителей города, желающих отобедать и материально поддержать социальное учреждение. По выходным дети, даже самые маленькие, должны помогать готовить. Многие делают это охотно и добровольно. После обеда дети в зависимости от возраста и правил группы заняты уроками.

«Бабушка» группы работает не больше десяти часов в неделю. Она, например, печет торты на дни рождения и праздники

После уроков взрослые дети могут быть до ужина заняты, чем хотят. Маленьких же собирают за общим столом, они едят фрукты и сладости, и даже малыши могут высказать свои пожелания о том, чем они хотят заниматься до ужина. Если ребенок не может ничего решить, у него нет идей и плохое настроение, его могут оставить дома одного играть в своей комнате. Подростки выходят на прогулку и вечером. Они могут не приходить на ужин, если не имеют штрафов и это было оговорено заранее.

Выходные

В доме с маленькими детьми суббота — день уборки. В этот день дети убирают свои комнаты, а взрослые приводят в порядок места общего пользования. Штатная уборщица приходит пару раз в неделю. Если ребенок не хочет убираться и капризничает, то он остается в комнате один ровно до того момента, пока все не приберет.

Между детьми из благополучных семей и детьми из детской деревни я не заметила барьеров. Они ходят в одни и те же школы и детские сады, вместе играют на городской детской площадке. В дни каникул детей из деревни часто приглашают в гости семьи их школьных друзей, иногда на несколько дней. Иногда, наоборот, родители привозят своих детей в детскую деревню, чтобы они могли повидаться со своими друзьями, живущими там.

Кто здесь работает

В каждой группе проживания работает коллектив минимум из шести воспитателей. Они несут круглосуточное дежурство, поочередно сменяя друг друга. В течение дня на помощь воспитателям приходят волонтеры и практиканты. Также в группе для малышей есть сотрудники, работающие на неполную ставку. Например, «бабушка» группы работает не более десяти часов в неделю. Она печет торты на дни рождения и другие праздники. Детская деревня — это отличный способ создания рабочих мест в сельской местности.

Отношение к детям

Отношение к детям в Германии разнится с принятым у нас. На детей не кричат, их не шлепают и не бьют. С другой стороны, за детьми следят, на мой взгляд, не так пристально. Например, если ребенок порезался или ударился, никто не будет лишний раз бегать по таким пустякам к врачу. Если ребенок прыгает в воду или грязь, ест песок или снег, на него не кричат и не запрещают ему этого. Насчет пищи также никто особо не церемонится. Если ребенок не хочет есть, он останется голодным до следующего приема пищи. Готовить что-то особенное для одного ребенка, если ему не нравится то, что едят все, никто не будет. Если ребенок не доел, то эту еду, будь то корочка хлеба или кусочек яблока, он будет доедать в обед или на ужин. Пока тарелка не станет пустой, другой еды он не получит. Словом, бережливость во всем прививается с детства.

Что потом?

Детей действительно пытаются подготовить к самостоятельной жизни. Их учат убирать в доме, готовить, делать покупки, приучают к работе в саду. Детям, достигшим 16-летнего возраста, помогают определиться с будущей специализацией. Потихоньку их начинают переводить на самостоятельное питание. В 17-18 лет многие начинают работать. Как правило, подростки осваиваю профессии повара, официанта, столяра, техника, электрика, горничной и прочие. Получая профессию, молодые люди почти сразу начинают работать. За такую работу платят деньги, хоть и небольшие. Подростки зачастую довольны этим, рады чувствовать себя независимыми и самостоятельными.

Если выпускник детской деревни становится кассиром в супермаркете — это уже успех

Хотя, конечно, велик и процент тех, кто не хочет ничем заниматься вовсе…Коллеги в негласных беседах говорили мне, что если выпускник детской деревни становится кассиром в супермаркете — это уже успех. С этим трудно не согласиться. В Германии я поняла, что Россия — это территория мечтателей. Немцу важно, чтобы у него была еда в холодильнике и машина с полным баком бензина в гараже. Остальное второстепенно. Этому же они учат детей. Это может показаться слишком прагматичным, однако разве не это нужно детям, лишенным нормального воспитания в семье и четких ориентиров по жизни?