Прощай телевизор, мы так тебя любили!

Фото: Виктор Агаев
Виктор Агаев
Фото: из личного архива

Недавно в Германии провели опрос «О чем из 1990-х — 2000-х вы скучаете?» Ко всеобщему удивлению, опередив СМСки, праздничные открытки и многое другое, первое место заняло телешоу «ТВ-Тотал». Виктор Агаев о причинах этой тоски, телепредпочтениях немцев и о том, как в принципе устроено в Германии телевидение.

“Lügenpresse” скандируют обычно мрачные пожилые люди, заметив журналистов ТВ на демонстрациях на востоке, там, где была ГДР. Ярлык “Lügenpresse” (лживая пресса) Геббельс обычно вешал на иностранных журналистов, писавших о гитлеровской Германии. 

Слыша эти вопли, трудно поверить, что ровно 30 лет назад эти же люди на тех же площадях в Дрездене, Лейпциге, Берлине с восторгом позировали перед камерами тех же телеканалов ФРГ и с нетерпением ожидали выпусков их новостей. Телевидению ФРГ восточные немцы верили, видя в нём нормальное средство массовой информации, свободное от пропаганды, ничего не приукрашивающее, не скрывающее ни своих безработных, ни своих террористов, ни своих политических скандалов, позволяющее себе даже критиковать канцлера. 

Систему радиовещания ФРГ (массового телевидения тогда ещё не было) создали западные оккупационные власти. «Радио не должно быть рупором правительства и инструментом его пропаганды. В передачах должны быть отражены взгляды всех слоёв населения, всех групп общества и партий», — формулировал основные принципы создаваемой системы Эдмунд Шехтер, сотрудник информационной службы американской армии в 1945 году. 

Система, построенная на этих принципах, была названа общественно-правовой и позаимствована у британской корпорации BBC. Её независимость от государства гарантирована конституцией и системой финансирования. Деньги поступают не из госбюджета, а от населения. Ежемесячно каждое домохозяйство (их в стране более 40 млн) обязано платить €17,50 на содержание телерадиокомпаний ARD и ZDF, созданных, согласно конституции, «для информационного обеспечения населения». 

Независимость от власти гарантирует и форма управления. Это многоярусная система советов, в которые делегируют своих представителей все парламентские партии, конфессии, профсоюзы, бизнес, спорт, женщины, различные меньшинства, культура и т.д. Советы формируют руководство, распределяют средства и внимательно следят за тем, насколько адекватно и равномерно освещаются в эфире проблемы страны и мира. 

ARD созданная в 1950 году как альянс шести радиостанций, выросла в мультимедийный холдинг, состоящий из 9 региональных компаний, имеющих около 20 телеканалов и 55 радиостанций. ZDF, созданная в 61-м году для конкуренции ARD, занимается только телевидением. Обе компании имеют корпункты в 30 странах и участвуют в создании двух ежедневных международных телепрограмм: франко-немецкой (Arte), и  австрийско-швейцарско-немецкой (3sat).

Лишь в середине 80-х ARD и ZDF получили реальных конкурентов — частные компании RTL и Sat.1 с бесплатным контентом. Сейчас частных около двухсот (включая платные и телешопинг), которые постоянно борются за рейтинги, поскольку от этого зависит объём поступающей рекламы. Чтобы участники рынка, борясь за зрителя, оставались в рамках морали и конституции, в стране создана, как всегда в Германии, запутанная система контроля. В частности, она должна предотвращать возникновение монополий, как финансовых, так и территориальных. Монополистом считается медиагруппа, охватывающая более 30% зрителей в каком-либо регионе.

После объединения страны явным лидером на востоке (там, где была ГДР) стала RTL. Так, в 2006 году у неё там было более 14%, а у ARD-1 лишь 12,0%. В это же время на западе страны у ARD-1 было 15%, а RTL около 10%.

Это симптоматично, поскольку из опросов, известно, что чем выше образование и уровень доходов, тем чаще люди предпочитают смотреть общественно-правовые каналы. И наоборот: RTLпопулярнее среди тех, у кого и образование, и доходы пониже. Так, в 2004 году среди «обеспеченных» зрителей рейтинг ARD-1 превысил 20%, а рейтинг RTL — 7%. А среди менее благополучных рейтинг ARD был около 10%, а рейтинг RTL более 15%. Причём, более образованные и обеспеченные проводят у телевизора в среднем два часа в день, а народ попроще — пять часов.

Контент каналов в большой мере определяется уровнем публики. На ARD и ZDFпрактически каждый день после 20 часов идет какой-нибудь тележурнал, в котором, как правило, что-то или кого-то разоблачают, а так же дискуссионные передачи. В сравнении с российскими, они изобразительно скучнее и дешевле, но посерьёзнее.

Аналитических передач на частных каналах не найти. Новости на них подаются в более сжатой и упрощённой форме. Правда, государство, заботясь об умственном развитии населения, обязало частные каналы выделять время и место для серьёзных материалов. Их делают самостоятельные фирмы, существующие при солидных печатных изданиях (Spiegel TV, Welt TV, NZZ.TV и т.д.). RTL, исполняя это требование, приобрёл полноценный новостной канал (n-tv). 

Но преобладают на частных каналах лицензионные шоу, игры и бесконечные Reality-Show. В общем и целом всё, как и повсюду в мире. Что-то уникальное, своё, запоминающееся — большая редкость. Причём, и немцы доказывают, что всё зависит не от затраченных средств, а от модератора.

Доказательство этому Штефан Рааб (1966 г.р.). Он должен был по семейной традиции стать мясником в Кёльне, но пошёл в католическую гимназию, стал успешным медиа-бизнесменом,музыкантом, артистом, певцом — участвовал в конкурсе Евровидения, где занял седьмое место. Позже готовил к этому конкурсу Лизу Майер-Ландрут, получившую первое место. 

Но широкую известность ему принесло шоу «Tv total», которое он вёл в 1999-2015 годах на частном канале Pro7. Четыре раза в неделю 16 лет!

Поэтому не удивительно, что сейчас, когда немцы активно обсуждают, чем запомнились 30 лет, прошедшие после объединения страны, многие (сегодня это люди среднего возраста) вспоминают именно Рааба. Но это только его личная заслуга. 

Сама по себе передача «Tv total» типичное американское Late-Night-Show, идущее с 1954 года во всех странах мира, в том числе и в России (шоу Урганта). Все эти передачи-близнецы по сценарию, композиции, набору эпизодов и гостей, интерьеру. Рааб оживлял их снятыми заранее вставными номерами, в которых он совершал что-то безумное: выходил на ринг сражаться с профессиональной боксёршей, соревновался в беге на коньках с олимпийской чемпионкой, летал на военном самолёте, лазил на скалы, и т.д. Он был неутомим, делал, что хотел, испробовал десятки разных форматов, придумывал свои, развивал известные — в общем, тотальное телевидение. 

Причину его популярности до сих пор объяснить не могут. Некоторые уверены, что основную роль сыграла его готовность потешаться над людьми по любому поводу, типичный немецкий юмор, окопный и грубый, но — типичный для той целевой группы, на которую ориентируется Pro7Sat.1. Он не раз получал за свои шуточки в глаз. Однажды прямо после вручения очередного приза. 

Никто не может объяснить и причину прекращения шоу. Кто-то считает, что он хотел бы делать более серьёзные вещи (и он несколько раз показал, что способен вести даже политические ток-шоу), но на его канале это не было востребовано. 

Но у ARD иZDF всё популярнее передачи, в которых серьёзная информация подаётся в виде развлечения (Infotainment). Наиболее яркий пример на ZDF — серьёзное Comedy-Show «Anstalt». Это слово может означать и учреждение, и дурдом. Несколько хороших актёров как-бы пытаются понять политиков и их решения. Быстро завоевал популярность Ян Бёмерман (ZDFneo), чьи издевательские приколы довели до белого каления Эрдогана, который подал на него в суд.

На глазах происходит исчезновение линейного телевидения (это когда вы сидите и смотрите, что передают прямо сейчас). Благодаря современным телевизорам, имеющим выход в интернет (Smart TV), зрители, особенно люди до 50 лет, всё активнее включают фильмы, передачи, репортажи из медиатек телеканалов (VOD). Это создателей, естественно, расстраивает, ведь люди смотрят не всё целиком. Ещё хуже то, что смотрят без рекламы, которая для каналов жизненно необходима. Всё чаще народ смотрит вообще чужую продукцию (технология OTT). 

В 2018 году традиционное ТВ ежедневно смотрели лишь треть молодых людей (до 30 лет) и, каждый второй в 30-49 лет. Только пенсионеры смотрят линейное ТВ. Ещё страшнее тенденция: годом раньше потребителей линейного ТВ в каждой группе (кроме стариков) было почти на треть больше.

В среднем каждый третий «потребляет» видеоконтент в интернете. Но среди молодёжи до 30 лет видео в интернете, в том числе и в дороге смотрят почти 75% (это не исключает смотрения ТВ). Когда людей спрашивают, без какого прибора они не могли бы обойтись, большинство с прошлого года называет смартфон, годом раньше был телевизор.

Всё труднее создавать информационные программы на телевидении, потому что всё чаще люди смотрят новости и комментарии из каких-то самозваных и неведомых интернет-телестудий, доказывающих, что они знают настоящую правду. Насмотревшись их люди (практически, только на востоке) выходят на демонстрации и орут «Lügenpresse», увидев профессиональных журналистов.